» » Обзор Banished. Новая родина для “изгнанных”

Обзор Banished. Новая родина для “изгнанных”

12.03.2014

Безусловно, всем хороши современные градостроительные симуляторы. Отличная картинка, глубокая проработка принципов функционирования городов, социального взаимодействия… Но когда я увидел Banished – что-то в сердце екнуло, и заставило попробовать эту игру, невзирая на скромную графику и, как показалось поначалу, весьма ограниченные возможности.

Banished

Графическая составляющая уже много лет является одной из важнейших составляющих игр. Нет, безусловно, важны и геймплей, и сюжет. Но игра с устаревшей графикой вряд ли может рассчитывать на лучшие места в хит-парадах и статистике продаж. Тем не менее, есть еще много людей, которые с удовольствием играют в первую часть Settlers, и получают от “спрайтового убожества” огромное удовольствие. Потому что в той игре главенствовала потрясающая игровая механика, равно как и в других безусловных хитах далекого прошлого: Super Mario, Diablo, Civilization, Fallout, Baldur Gate.

Banished конечно не Settlers по уровню графики, но тем не менее, на сегодняшний день она выглядит предельно скромно. А вот по качеству и проработки игровой механики их можно сравнивать напрямую. И пусть они похожи друг на друга только жанром – столь аккуратно и с искренним энтузиазмом проработанной концепции, я, признаюсь честно, не встречал давно.

Banished

Маленький город – маленькие проблемы.


Сюжета у Banished, как такового, просто нет. Равно как и цели, которую необходимо достигнуть. Есть лишь завязка, которая также ужата до пары фраз: группа людей была изгнана и теперь ей предстоит выжить на диких просторах и в весьма суровом климате. Причем в самой игре об этом не слова – интересно узнать, откуда взялись эти самые Banished – загляните на официальный сайт.

“Поняяяятно – обычная второсортная стратегия с вторичными идеями и третьесортной графикой” – наверняка воскликнула часть читателей. Признаюсь, поначалу так подумал и я, но первые же минуты игры полностью изменили мое отношение к Banished и заставили с головой уйти в попытки спасти крохотную группу изгоев от неминуемой смерти от голода и холода.

Banished

Рыбная ловля – отличный способ добычи пропитания на первых порах.


Первое что удивило сразу и сильно – это отсутствие такого основополагающего элемента практически любой стратегии, как деньги или золото. Их нет в Banished в принципе. Как нет кредитов, займов, налогов и всего подобного. Экономическая концепция игры – в цене те вещи, которые действительно востребованы, а разрисованные бумажки или сверкающий металл не помогут ни насытится, ни согреться. А вот дрова и картошка – ресурсы, безусловно, ценные. В общем, в каком-то роде, в мире Banished царит коммунизм – все жители делают для своей коммуны то, что могут, и берут все что нужно.

Banished

Зимой потребление дров и угля заметно возрастает, и к этому нужно быть готовым.


А что нужно людям, которых изгнали из своего города? Потребностей у жителей, по большому счету, всего три. Им нужно где-то жить, что-то есть, и чем-то топить печь. Именно этим и предстоит нам заняться на первых порах. Что логично, для обеспечения каждой их потребностей придется задействовать самих жителей, которые будут ловить рыбу, строить дома, выращивать овощи, охотится на зверей, рубить деревья и колоть дрова. Казалось бы, задача не так и сложна, но хитрость в том, что людей не так много, а работы, наоборот, куча! И вот здесь-то и приходит понимание, что главный ресурс в игре – это жители, которые производят и потребляют все что произвели.

Banished

Сбор грибов, ягод и лука может вестись только в "старых" лесах.


Хотя, конечно есть и другие ресурсы, но их немного. Из несъедобных это, фактически, только камень, лес, уголь и железо. Все это, кроме угля, можно добыть тут же – вокруг вашего небольшого поселения раскинулся лес, где можно найти и валуны и даже железно. Вы его собираете и складируете. Именно эти три компонента и нужны для того чтобы построить любое здание в игре. Если, конечно, не считать человеческих ресурсов. При этом в Banished сразу доступны все строения – строй что хочешь! И нет глупых искусственных ограничений на количество жителей, требования иметь определенное количество золота и прочее.

Вместо искусственных ограничений, в Banished ограничения совершенно естественные. Даже деревенька в 20 жителей может собрать все необходимые ресурсы и строить в лесу великолепную церковь. Вот только достроить ее вряд ли удастся, так как смерь от голода и холода наступит гораздо раньше, а потому логику приходится задействовать максимально эффективно. Особенно в первое время, когда население предельно мало и приходится очень тщательно продумывать любые свои действия и грамотно распределять “изгнанных”.

Banished

Разнообразие пищи - это залог хорошего настроения жителей.


Впрочем, после нескольких попыток, принцип выживания на первых порах отрабатывается четкий – выживших нужно обеспечить максимумом еды, так как смерть от голода наступает быстро. Пара полей с картошкой, рыболовецкий домик и вот уже вареная картошка с жаренной рыбой дымится на столах всех жителей. С холодом бороться тоже вроде бы несложно – вырубаем леса, строим домик для человека который будет колоть дрова и ситуация потихоньку налаживается, а население начинает расти за счет размножения.

Banished

Коровы хороши тем, что дают много мяса и шкур.


Но тут появляется еще один важный момент – все природные ресурсы, либо восполняемы, либо практически бесконечны, но к лесу нужно относиться предельно аккуратно. Ведь лес для местных жителей – это гораздо больше, чем просто источник дерева. И дело не в каких-то их психологических особенностях и нежелании жить в степи. Дело в том, что лес это еще и источник мяса и шкур диких животных, грибов и ягод, а самое главное – трав и корений, необходимых для лечения заболеваний, которые в вашем городе, как и в любом другом поселении, рано или поздно появятся. А вырубив лес, вы всего этого лишитесь, так как даже если он со временем восстановится, полезные вещи появятся в нем ой как нескоро.

Banished

Отплывает очередной торговец. Только у них можно выменять новые семена или скот.


“А почему бы тогда не оставить несколько клочков леса с собирателями корений и трав, а остальное все пусть на дрова и стройматериалы? А мясо и шкуры оленей (которые погибнут, если исчезнет лес) нам не нужны – пусть селяне едят рыбу с картошкой” – наверняка скажут апологеты индустриализации. Можно, конечно и так. Но, тут стоит помнить, что у жителей есть показатель “довольства”, который тем лучше, чем выше уровень их жизни. А одним из главных показателей этого уровня, является разнообразие пищи. И это не блажь, а необходимость, так как эффективность работы довольного жителя гораздо выше, чем недовольного.

Впрочем, обеспечить достаточно разнообразие пищи в Banished несложно: строим охотничий домик, которые обеспечат нас мясом и шкурами (шкуры, равно как и овечья шерсть, нужны для пошива одежды, которая тоже улучшает жизнь людей), и домик собирателей, которые ищут съедобное в лесу. Этого будет вполне достаточно на первое время, ведь кроме собранного, они смогут питаться и уже обозначенными агрикультурами и рыбой. Хотя, для совсем уж полного удовольствия можно вырастить и фруктовый сад.

Banished

Добыча камня в карьере гораздо эффективнее, чем сбор на поверхности.


Ну а для добычи леса, камня и железа/угля, придется строить домики лесников, каменный карьер и шахту. Что, по большому счету, решает все проблемы на раннем этапе развития, после чего можно сосредоточиться на расширении жилой площади за счет постройки новых домов, увеличении количества складских помещений, если их не хватает, постройке различных полезных построек, вроде кузнечной мастерской, мастерской по пошиву одежды и т.д. Кстати, школа вещь очень нужная. Пусть даже вы несколько потеряете от того, что подростки, вместо того чтобы работать, просиживают дни за партой, после окончания обучения, такой работник будет заметно эффективнее в любой работе, чем тот, который образование получил.

Banished

Игрок может посмотреть статистику производства по каждому зданию, ферме и шахте.


Впрочем, решать, как развивать поселок только вам и никому больше, а потому на мои советы можете не обращать внимания. Но помните, что как только вы, наконец, организовали все так, что народ доволен, дрова не кончаются, еды в достатке, население стабильно растет, и расслабились, вас ждет новый вызов. Растущее население будет требовать все больше и больше дров, угля и еды, и эти ресурсы придется где-то добывать.

Проблема с количеством рабочих рук постепенно отойдет на второй план, вы будете стоить все, начнете торговать с купцами и разводить скот, займетесь расширением площади городка, но при этом постоянно будете в чем-то нуждаться. Баланс производства и потребления настолько тонок, что вас будет штормить от завала пищи до голода, от избытка угля и дров летом, до полного истощения этих запасов зимой. В этот момент вы поймете, что в начале игры было не так уж и сложно. Но и это еще не пик сложности игры.

Banished

Справится с управлением большим городом непросто, но ратуша, которая собирает статистику, эту работу чуть упрощает.


Пик наступит, когда ваш город расширится до достаточно впечатляющих размеров, а население превысит пару сотен. Даже если вы грамотно запасаете ресурсы, и ваши жители ни в чем не нуждаются, вас все равно постигнет логистическая катастрофа. Размеры города, который спланирован неправильно будут играть против его жителей. Даже, несмотря на то, что поселенцы всегда селятся в домах расположенных максимально близко к месту работы, у многих на дорогу к удаленной шахте/ферме/полю будет уходить значительное количество времени, что, конечно же, скажется на производительности.

А ведь жители, кроме основного занятия, должны приносить к себе домой со складов пищу и топливо для печей. Придется заниматься реорганизацией и обеспечивать для “изгнанных” шаговую доступность, как до продовольственных складов, так и до дров и угля. А это ой как непросто сделать.

Banished

В доме разнообразие продуктов и хороший запас дров - зима этой семье не страшна.


При всех этих постоянно валящихся на тебя проблемах (даже без учета ураганов, пожаров и инфекций, которые тоже случаются), удовольствие от Banished получаешь громадное. Причем корень этого удовольствия в том, что ты понимаешь, что все в игре происходит как в реальной жизни: люди рождаются, растут, едят, работают, создают семью, рожают детей, стареют и умирают. Причем жизнь каждого отдельного человека можно отследить от рождения до смерти.

А самое главное в Banished – это ее реалистичность. Никаких надуманных условий, глупых требований и всего остального. Во время игры, ты проникаешься к “изгнанным” почти отеческой любовью, не воспринимая их как инструмент достижения цели. А потому, когда залетный торговец предлагает на обмен кур или семена очередной огородной культуры, ты берешь их не потому, что они тебе критически необходимы, а потому, что просто хочешь порадовать своих жителей свежими яйцами и нежным мясом.

Дмитрий Петров (TestLabs)

Теги: Banished, Игры, Обзор

Похожие материалы:
  • Обзор GRID 2. Увлекательно, красиво и чертовски быстро
  • TriDef – 3D игры на любой видеокарте и мониторе
  • Выбираем гаджеты к “Концу Света”
  • Маршруты общественного транспорта Алматы теперь доступны в Яндекс.Картах
  • Обзор двуликой Windows 8
  • Обзор DayZ. Последний день, или выживем?
  • Поделиться

    Комментировать

    «    Октябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

    Популярные статьи

    Яндекс.Метрика